среда, 3 февраля 2010 г.

Моцарт vs Сальери: никто никого не травил


Мне удивительно, что Толстой, этот гуманист и знаменосец христианской добродетели, не любил… Шекспира. Считал его посредственностью. Как такое возможно?
Микеланджело презрительно относился к Леонардо из Винчи. Выкрикивал на улицах всякую похабщину в адрес автора «Джоконды» и «Тайной вечери». Ван Гог не ладил с Гогеном, хотя был без ума от картин Эжен Анри Поля и считал его своим учителем. Враждовали Тургенев с Достоевским. Можно продолжать этот грустный список нелюбви.
И только Сальери не ругался с Моцартом, по причине более высокого звания в музыкальных кругах и, стало быть, большей востребованности. Хотя Вольфганг Амадей позволял себе некоторые нелестные высказывания в адрес Антонио, тот лишь великодушно вставлял произведения Моцарта в концертные программы своего оркестра, прилюдно восхищаясь его музыкой. Они даже написали совместную музыкальную вещицу «На выздоровление Офелии». И – вне всяких сомнений – никто никому не подмешивал яду. Кстати, сын Моцарта, уже после смерти отца от ревматической лихорадки, был в учениках Сальери, наряду с Шубертом, Листом и Бетховеном.
Искусство призвано объединять, а не противопоставлять авторов, произведения. Как можно сравнивать Моне и Левитана, сталкивать Баха и Бетховена, выяснять большую значимость меж Лермонтовым и Цветаевой? Как???
Красота может лишь сама себя дополнять. Возможно лишь умножение красоты.





LinkWithin

Related Posts with Thumbnails