вторник, 19 августа 2014 г.

Про Суворова в Витебске и Костюшко в Польше



В 1952 году около Витебского городского военкомата на невысокий постамент был торжественно водружен бюст русскому полководцу Суворову.

Эту скульптуру часто похищали алкоголики с целью сдачи в металлолом, оскверняли недалёкие «оппозиционеры», не желавшие видеть в городе «кровавого» Суворова… Бюст находили, возвращали, устанавливали на место.

Скульптор Гвоздиков многократно (и совершенно безвозмездно!) проводил реставрацию скульптуры: счищал покрасочные слои, заново формовал из полимербетона некоторые части изваяния. Бюст князю Италийскому, графу Рымникскому ныне установлен на новый высокий постамент стараниями архитектора А. Осиненко.

Художественная ценность памятника весьма незначительна. Железобетонное формовое изделие, типовая штамповка массового производства из Киевского худфонда. «Суворов А. В. 1730 - 1800». Поджарый генералиссимус обратил свой уверенный и горделивый, утверждённый многими худсоветами взор куда-то на север…


Но откуда взялась эта нелюбовь некоторых жителей города к русскому генералиссимусу?

Так называемые «свядомые» не могут «простить» Суворова за: первое, победу в войне с Барской конфедерацией (1769-1772 г.г.) и, второе, подавление восстания части польской шляхты во главе с Костюшко в 1794 году.

И мало того, что истово клянут «истребителя мирного населения», так и сомневаются в его непобедимости (дескать, проигрывал-таки сражения граф Рымникский), и «уличают» во всех тяжких, приписывая склонность к извращениям. Всё это, разумеется, голословно и бездоказательно. А как же иначе? Таковы правила информационно-идеологических войн: чем грязнее плевок, тем лучше – у Геббельса много прозападных последователей.

Давайте коснёмся некоторых фактов из восстания (инсуррекции) Костюшко, не вдаваясь в хитросплетения внутришляхетской борьбы конфедератов и приверженцев новой польской конституции, памятуя, что события происходили на территориях Польши и Литвы.

Первое. Восстание началось с того, что было совершено нападение на русский гарнизон в Варшаве (убито и попало в плен около 4 000 русских солдат). Восставшими были подло зарезаны спящие русские солдаты в Вильно. Естественно, не заставили себя ждать ответные действия русской армии – месть русских солдат за своих собратьев.

Во-вторых. Костюшко был захвачен в плен не Суворовым, а генералом Иваном Ферзеном при Мацеёвицах. Польские войска были разбиты генералом Денисовым, который лично перевязал раны пленённому повстанцу.

Третье. Руководители польского восстания: все офицеры, 10 тысяч польских солдат – были освобождены. Попросту отпущены личным распоряжением Суворова. Костюшко, виселицами, самосудами и репрессиями очертивший движение своего бунта, также был отпущен.

Ещё. Наш национальный герой Анджей Тадэуш Бонавентура Костюшко принёс верноподданническую присягу русскому царю.

Русским царём ему, Костюшко, было подарено имение, выдана огромная сумма денег (12 тыс. рублей), карета, одежда и вещи, включая столовое серебро. Он взял деньги и уехал за границу.

Руководство Варшавы, в знак благодарности преподнесло Суворову драгоценную, золотую с бриллиантами, шкатулку с надписью «Варшава – своему избавителю».

Сведения о «резне» женщин и младенцев, якобы устроенная солдатами графа Суворова, противоречивы и предвзяты. Принято ссылаться на Петрушевского, который никак не мог быть свидетелем тех событий, ибо родился только 30 лет спустя. При штурме Праги (пригород Варшавы) имел место известный приказ Суворова – «В дома не забегать, просящих пощады щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать». А прусский король и австрийский император наградили русского генералиссимуса именно за взятие Варшавы.

И ещё. Многие белорусы, кстати, сражались и на стороне Суворова в тех событиях.

Рассматривать события давно минувших дней спокойно и объективно, принимая историю такой, какой она была. Нам, ныне живущим, невозможно охватить во всём многообразии и противотоках непростую эпоху конца XVIII века.

Ярчайший персонаж, генералиссимус Суворов – величайший полководец всех времён и народов. И, давайте, повторяя слова Олжаса Сулейменова, «возвышать степь, не принижая горы!»

Дмитрий Рубаник


Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails