понедельник, 30 ноября 2009 г.

У подножья волшебной горы


"У подножья
волшебной горы",
холст, масло, 2009 г.




Книга - лучший подарок




Сергей Рублевский, мой друг и, можно сказать, учитель, на днях выпустил в свет очередную свою книгу. "У краткая, то, что мы сократили". Всем известно, что только в белорусском языке есть буква "У краткая". Рублевский, в небольшом предисловии, утверждает, что происходит сия уникальная литера от сокращения китайского иероглифа, значение которого "справедливость". Больше ничего сказать не могу, потому что не знаю, к стыду своему, роднай мовы...
В ближайшую пятницу состоится презентация книги. Но у меня уже есть экземплярчик с дарственной надписью. (см. фото под катом).

четверг, 26 ноября 2009 г.

Истосковалась душа

Истосковалась душа по нежности
Средь беспричинности и банальности.
Вполне понятно значенье внешности
В эпоху дикой материальности.

Средь допущения безысходности,
Как будто формула неизбежности,
Средь безразличия однородности –

Истосковалась душа по нежности.






среда, 25 ноября 2009 г.

Конференция "Газетный дизайн"


В далёком 2006-м году довелось побывать в Белокаменной столице Всея Руси. О самом мероприятии прочитать можно тут. А посмотреть и послушать - чего это я говорю и почему рука без стакана, - можно тут.





Благотворительная акция


20 ноября в Минске прошла благотворительная акция в поддержку детей с редким генетическим заболеванием муковисцидоз. Сам того не зная, принял в этом участие - детям раздавались подарочные крУжки, на которых напечатали изображения моих картин. В благодарственном письме упомянули "волшебность и сказачность"(с) изображений... ох, если это избавит детишек от этой напасти!!!



вторник, 24 ноября 2009 г.

Гюльчатай, открой личико











Что объединяет Витебщину и освоение околоземного пространства? Ответ неожиданный – фильм «Белое солнце пустыни».
Потому что, во-первых, режиссер фильма Владимир Мотыль родом из наших мест, из Лепеля. А, во-вторых, «Белое солнце пустыни» – как известно, любимый фильм космонавтов. Просмотр картины входит в предполетную подготовку. Даже «космические туристы», отправляющиеся на орбиту за собственные огромные деньжищи, обязательно просматривают именно этот фильм.



Рассказывая об этом фильме, придётся очень часто употреблять слово «если».
Режиссером этого фильма мог бы стать Тарковский. А мог бы и Кончаловский. Или Кеосаян, создатель «Неуловимых мстителей».
Картина отличается от изначального сценария кардинально. В сценарии нет никаких «Верещагин, уходи с баркаса», «таможня даёт добро», «восток – дело тонкое». Не было и знаменитых писем Сухова Катерине Матвеевне, кои талантливо сочинил Марк Захаров.
Вместо песни «Ваше благородие» могла быть другая. Окуджава написал «Госпожу удачу» уже в процессе съемок. Товарища Сухова мог сыграть Юматов. Но, в последний момент, он напился и подрался – гримеры были бессильны в замазывании бесконечных ссадин и синяков. И Кузнецова вызвали спасать ситуацию.
Мало того, могли отменить съёмки! – высокопоставленные коллеги-режиссёры строили всевозможные козни. Фильм могли закрыть для проката. Изначально его и определили – на полку. Поговаривают, Брежнев лично дал картине «зелёный свет».

Да и обычных трудностей, в процессе создания киноленты, хватило. Фанерные декорации постоянно падали под порывами ветра. Луспекаев подрался в местной пивнухе, получив шрам на лице, который сопровождал его всю картину. Актрисы, изображавшие гарем, отказывались ходить под палящим солнцем в темных накидках, пришлось заменять их солдатами. Чиновник, приехавший курировать съёмки фильма, изрядно напившись, чуть не спалил дом, в котором проживали все участники съемок. Чёрная икра, доставшаяся с трудом, протухла. Мишулина, прежде, чем закопать в песок, запечатывали в ящик, что бы его не раздавило. И однажды забыли откопать. На солнце песок нагревался до устрашающей температуры в 70 градусов! Благо, всё обошлось. А, в конце концов, обворовали всю съемочную группу. Пришлось обращаться к местному Махачкалинскому криминальному авторитету за помощью… Но, недаром рефреном звучала песня о Госпоже Удаче! Фильм состоялся. И невозможно себе представить отечественный кинематограф без этого первого советского боевика.

понедельник, 23 ноября 2009 г.

Глаз Саурона


Да не обвинят меня
в осквернении памяти
погибших!
Просто - баловство и ребячество.
Нам, выросшим на фантастике,
всюду мерещатся подобные несуразицы: "тарелки" над амфитеатром, "глаз" на "трёх штыках"...





Осенний Витебск







Фотографии
Романа Шубина,
Витебского фотомастера.
Публикую без согласия автора,
надеюсь, проблем не возникнет -
фотки эти выложены в "одноклассниках", в группе "Просто Витебск".





Звёздные войны. Украинский вариант.





М-да. Маразм крепчал.




суббота, 21 ноября 2009 г.

К визиту патриарха Кирилла

Почти по Гоголю.
"Пренеприятное
известие: к нам
едет ревизор...
тьфу, не так... Ура!
К нам едет патриарх!" -
сообщил местный чиновник покуривающим "Приму" работягам, - "Чтобы у меня всё блестело... !!! Понятно?!"
"Понятно," - нестройно проворчали работяги и, побросав бычки, неспешно направились красить стены и устанавливать заборы.
Покрасили. Установили.
Весь частный сектор вдоль улицы Титова – один сплошной бетонный забор. Однообразный и безликий.
Той же краской, что и бесконечный забор, выкрашен этот, некогда офицерский, дом, но – с одной стороны. Со стороны проезжей части.
М-да. Ничего не изменилось за 200 лет…







Было дело


Слева направо: Сергей Калачев (более известный как Гребстель, басист от Бога!), тот самый Игорь Журалёв, Лёшка Зиновский (брат Славки, клавишника "Альянса"), и я. А фоткал Олежа Черняк.
Водка витебская, плов узбекский... И разговоры о русской истории.



среда, 18 ноября 2009 г.

Максу Руденко посвящается



Его нет с нами... страшно звучит!!!



Остались фотографии... Буквально, за несколько дней до смерти, он оставил мне диск с его фотографиями... Он был талантливым и неординарным фотографом, у которого, казалось, всё ещё впереди... Когда я с ним познакомился, он был известен, самолюбив... казалось, он перевернёт этот мир, дайте время.... времени не оказалось... По случайности, я знаком с доктором, женщиной-врачом, которая поставила ему это страшный диагноз - рак... Тогда ещё было... время... Но, он думал, что победит молодость... и не торопился... И - ... не успел... не успел прожить свою жизнь...


публикую несколько его фотографий





Урок послушания



На праздник Преображения Господня в город Раков, что под Минском, приехал митрополит Филарет. По окончании службы, Владыка вышел на улицу, каждому прихожанину даря свое благословление. Настоятель, отец Александр, почему-то задержался в храме. Владыка спрашивает прихожан, мол, довольны ли батюшкой здешним. Прихожане, среди которых преобладают старушки, наперебой отвечают, мол, очень довольны, батюшка безотказный, добрый и справедливый. Очень хвалят.
Выходит отец Александр из храма, Митрополит грозно говорит:
– Жалуются на тебя, отец Александр!
Настоятель не раздумывая падает на колени:
– Грешен, Владыка!
Митрополит с довольной улыбкой поднимает с колен протоиерея:
– Благодарю тебя, отец Александр, за урок послушания. Очень доволен я тобой.
(под катом - две фотографии Раковского Спасо-Преображенского Храма)





Эти странные горельефы


В самом центре Витебска,
в исторической его части,
имеются весьма странные
изображения. Горельефы.
Причём, место размещения
их ещё более странное.
На внутренней стене дома (детской художественной школы), где нет подходов/проходов/подъездов, огороженной высоким решетчатым забором...
Предлагаю вашему вниманию главу из моей книги "День чуда", в которой речь идёт об этих самых настенных рисунках.

В кафе «Даугава» – в самом центре старого города – всегда собиралась и собирается до сих пор маргинальная, неприкаянная публика. Недоактёры, пережурналисты, какбыписатели. Приют для неуверенных в себе людей, которых в Витебске с избытком. Здесь, в этом незатейливом питейном заведении, время ведёт себя крайне причудливо. Зайдя в «Гау-гау» (так между собой называют это заведение завсегдатаи), выпив рюмку-две всегда отвратительной, но дешёвой поддельной (?) водки, вглядываясь в лицо собеседника сквозь завесу сигаретного дыма, ты уже не можешь внятно ответить на элементарный вопрос: какое сегодня число, месяц, год. Интерьер не менялся лет тридцать: деревянные навесы, выцветшие литографии на стенах, липкие столы со щербинами. И времяисчисление здесь особое – хождение «по-маленькому» в ближайшую подворотню. Туалета, пардон, в кафе не имелось и не имеется до сих пор.Человека, оказавшегося случайно в «элитном белорусском кабаке» с латышским названием, хождение «да ветру» шокирует. Но и тут искусство приходит на выручку; во дворике, на стене дома находится горельеф, изображающий неких театральных деятелей ушедшей эпохи… Как же их звали-то? … Впрочем, не о них речь. Само слово «горельеф» вызывает интерес: ведь всем знакомы только барельефы! Это пароль: «Пойдём-ка, горельефы посмотрим!» – «Что, простите?» – «Говорят тебе, балда, го-рель-е-фы!» – «Барельефы?» – «Эх, темнота необразованная, пойдём, прольём свет искусства во мрак твоего бескультурья». Посетитель, справляя нужду, заодно обогащает свой культурный багаж… Может, поэтому этот город журналюги настойчиво провозглашают «культурной столицей Беларуси»?

вторник, 17 ноября 2009 г.

"На заре голоса зовут меня"


На афише - легендарная
группа "Альянс".
Крайний слева, в берете,
мой лучший друг
Славка Зиновский.
Недавно господина Гришковца
угораздило исполнить/использовать главный хит "Альянса" - "Звуки на заре". Актёр, "съевший собаку", даже не позвонил музыкантам. А ведь можно было! "ЗдГаствуйте, это Ггишковец. Дгуганы, давайте вместе песенку замутим, а? И вас вспомнят, и я бабла сГублю... А? Дгуганы!"
Но... Одно дело говорить со сцены об искренности и человечности, другое - быть "в шоу-бизнесе"... Эх... А ведь он, морячок-то наш, так искренне переживал с экрана о том, что бы "настроение улучшалось"...
Впрочем, то, как ДОЛЖНА звучать легендарная песня "На заре" вы сможете услышать вживую, посетив клуб "16 тонн" (в Москве, истесссьна) 26-го ноября.





замес молений и стенаний

Свет, отраженный от воды,
Слепил глаза, смущая взгляды,
Как неизбежный знак беды,
Как чаша со страшнейшим ядом.

Тела, лишенные тепла
И обречённые на муки,
В конце концов, судьба взяла
В свои безжалостные руки.

И вот – простились навсегда…
Словно по щучьему веленью,
Как неподвластные годам,
Как неподверженные тленью.

И стали бликами костра,
Простым явлением природы,
Той далью, что влечёт ветра,
Той глубиной, что скроют воды.

Примерив участь тех комет,
Что разлетелись по вселенной,
Где ни к чему дробленье лет,

И нет понятий смерти тленной.





210 шагов


"210 шагов", 2007 г.
Картон, масло.
По мотивам одноименной
поэмы Роберта Рождественского.
В скором времени
отправится в Минск -
в подарок
Анжеле Смагиной, прекрасному дизайнеру и замечательному человеку.





Священный ларец



Именно, священный.
В этом ларце
хранилось одно
из главных сокровищ
человечества -
камень Чинтамани.
Камень, дающий силу,
которым владели Соломон,
Александр Македонский,
Акбар Великий, Тамерлан,
Наполеон. И, последним, Николай Рерих. В чьих руках он находится сейчас - неизвестно. На картинах, приведенных ниже, изображен
только ларец. Сам Камень изображается различно. И как кусок метеорного вещества, и как кристалл. Прочитать статью о Камне, как мне кажется, с неким фанатично-сектантским налётом, можно здесь. На картинах С.Н.Рерха: 1) Портрет Елены Ивановны Рерих 2) "Священный ларец"

понедельник, 16 ноября 2009 г.

Учиться, учиться и учиться


Больше библиотек, хороших и разных. В учебниках белорусских написано, что, мол, существовала Александрийская библиотека, теперь в Минске есть своя библиотека... Читай - Александровская...





ОН

Сказал, мол, не совру, и не соврал,
Случилось в точности всё так, как обещалось.
И многим многое молитвою прощалось,
И пятикратно доброе – добром же – возвращалось.
А он – мучительно и долго умирал.

«Утешьтесь, добрые, я к вам еще вернусь,
Но с каждого спрошу его делами,
Ворвусь в темницы, справлюсь с кандалами;
Хоть не страшу чертями и котлами,
Но, знайте, что от многих отвернусь».

Лишенные умения лететь,
Две падшие души срывались в бездну.
Немая смерть субстанций бестелесных.
И, вот ещё. Доподлинно известно,

Что смерти нет. Но можно умереть.






Реальные персонажи


Вот они - Тимон и Пумба!
Реально существующие.
Может, имеются и
фотоснимки живых
Гены и Чебурашки?
А?


Ожидание


"Ожидание", 1998 г.
Картон, темпера.
Чаще называют "жирафик".
Надо подумать
над переименованием :)
Картина потемнела буквально за пару лет. Видимо, грунт оказался плохим... Или это свойство темперы?...



пятница, 13 ноября 2009 г.

Какой ещё бывает?

Вот такой вот
маркетинговый ход.
Дескать, покупая
килограмм,
по сути
приобретаешь два!
Потому что
он -сла-а-адкий,
а не как обычно...




Потихоньку улеглось

Понемногу, потихоньку улеглось
То грудное неуёмное щемленье.
И причина, по которой не спалось,
Ныне только вызывает удивленье.

Непогода, как упрямый печенег,
Совершает регулярные набеги.
То ли снежный дождь, иль мокрый снег,
Заставляют думать о дожде и снеге.

Все новинки вряд ли новы под луной,
Всё, что помнится – отправится в забвенье.
Слабо верится, что станет жизнь иной,
Вряд ли примутся достойные решенья.

Остается на экран окна смотреть,
Наблюдая эпизод стихийной битвы.
Оказалось, можно много претерпеть,

Повторяя лишь Иисусову молитву.





четверг, 12 ноября 2009 г.

Престол святого Петра


Сегодня прошла новость - Папа Римский приглашает какое-то кол-во деятелей искусства на Ватиканские посиделки. Я подумал: "А из Беларуси кто-нить будет?" Ответ родился сам собой. Спасибо фотошопу за реализацию нереального. Алексея Шедько вряд ли когда-нибудь пригласит понтифик. А он (Шедько) - самый достойный из наших. И ещё - Дорофеева с Афанасьевой... Кто-то же должен убирать в номере и таскать чемоданы!




Стритрейсинг по-белорусски


Несколько
лет назад
довелось побывать
на фестивале
стритрейсинга
(надеюсь,
правильно написал
название этого
автомобильного безумства),
под Ушачами.
Согласился, потому что, во-первых, доставляли туда-обратно на шикарном "Мерсе" с кондишином и прочими удобствами, во-вторых, это родина моего отца, в-третьих, жена была в Польше - я был как бы холост и как бы свободен :)
Но сама поездка была из тех, что хочется вспоминать и вспоминать. А вспомнить было что. Сама гонка на автомобилях (фото 1 и 2) была... эээ... терпима для тех, кто только смотрел, а не участвовал. Самый забавный заезд на скорость запечатлен на первом снимке: "Трабант" против "Запора"! Но не только комичные заезды там были. Серьезные парни на суровых авто, усиленно газуя, дымили покрышками. Всюду громыхали сабвуферы. Весь городок (плюс заброшенный аэродром) молниеносно превратился в центр автомобильного спорта.
Но главное - это люди, которые там повстречались. Молодая семейная пара Макс и Ирина, Славка Быковский (спонсор этого фестиваля), девушка со столичного телевидения (блин, забыл имя) - образовалась весёлая компания. Сначала нехотя распили бальзамчик под местные шашлыки. А дальше было всё прекрасно: шумная дискотека с минскими ди-джеями, пьянка под шашлычки в лесу, баня на берегу озера и крепкий сон в тамошнем санатории. Эх...



среда, 11 ноября 2009 г.

Как пить дать






Часто мы произносим фразу «Как пить дать», подразумевая под этим «без сомнения», «именно так». И, понятное дело, приписываем это выражение безымянному народному творчеству.
Но, оказывается, что у этой фразы есть автор!

И автор этот – бывший вице-губернатор Витебска (1854г.) Иван Иванович Лажечников, автор знаменитого романа «Ледяной дом».

Сам Дюма-отец переводил произведения Лажечникова. Сам Пушкин состоял с ним в переписке. Сам Белинский (был учеником Ивана Ивановича) явился проводником своего преподавателя в мир русской литературы.

Есть у Ивана Ивановича произведение «Басурман». Главный герой, лекарь Антон Эренштейн, дает одному из персонажей некое снадобье, от которого тот испускает дух. Другой персонаж, Варфоломей, рассказывая некому Поппелю о лекаре-отравителе, произносит фразу: «Боже, сохрани! Раз вздумал один здешний барон, старичок, полечиться у него: как пить дал отправил на тот свет! Да и мальчик баронский, слуга, которого он любил, как сына, лишь приложился к губам мертвого, чтобы с ним проститься последним христианским целованием, тут же испустил дух. Так сильно было зелье, которое Антон дал покойнику!»
Т.е., в тот момент, как дал пить зелье, отравил.


И эта фраза, подхваченная любителями литературы, осталась в народе, слегка изменившись в интерпретации. И уж, как пить дать, мало кто знает о её происхождении.

Дмитрий Рубаник, Витебск

О чудесах


"О чудесах",
1999 год.
Картон, темпера.
Находится
в частной коллекции
в Минске.




Вадим Козин. Часть 2.


Второе
стихотворение
Козина
из имеющихся
у меня.
Тут всё пристойно.
О гитаре, закате,
да о покое усталом...
Можно Козина любить, можно относиться к нему спокойно или, напротив, раздраженно. Нельзя вычеркнуть из нашей культуры, из российского музыкального наследия. Я из тех, кто именем его гордится, но песни предпочитает не слушать. Не близка мне та эпоха. Ни Вертинский, ни Петр Лещенко, ни Виноградов, никто из них не вызывает у меня учащенного сердцебиения.
Но! Отношусь к ним уважительно. Это наше достояние. На сим и закончим.




вторник, 10 ноября 2009 г.

"Придёт Лев и Рыбак"


Так говорит моя дочь:
"Придёт Лев и Рыбак!"
Раньше было -
"Олег и Гитара".
Так меняются
детские предпочтения.
От реальных людей -
к телеперсонам.





Теперь о погоде

«Ў Віцебску каля наля» –
Безутешные прогнозы.
Тают снежные наносы,
Леденеют тополя…

Значит, день – запей тоской
Кислородно-водородной;
Ни горячий, ни холодный,
Или просто – ни-ка-кой…






Витебск, 2009


Современный вид. Фото (прям шедевр!) из Интернета. Автор неизвестен. Надеюсь, не предъявят иск...





Как-то раз Шедько с Шевчуком...


Думаю, что эти люди никогда не встречались. Уверен. Скажу больше - Шедько болезненно реагирует, когда кто-нибудь сравнивает его манеру исполнения с Шевчуком. Хотя, ничего похожего совершенно не наблюдается. Просто людям нравится искать аналогии.
Это монтаж. Навеяло: Шевчук приехал в Беларусь с гастролями, а тут Шедько - местная знаменитость....




История с картинками


Цветные фотографии Витебска. 1912 год.

Это удивительно! Казалось, что цветная фотография появилась совсем недавно. А выяснилось – 100 лет назад! Не многие европейские города могут похвастаться подобным – быть запечатленными в цвете до Первой Мировой войны. Витебск удостоился такой чести.

На дворе был 2004-й год. Одна моя знакомая режиссер (или – режиссёрша?) из Москвы делала фильм о фотографе Прокудине-Горском. И, между делом, обратилась ко мне за консультацией по поводу названия витебских мест, изображенных на фотографиях, о которых сейчас идёт речь. Разумеется, я понятия не имел о таком фотохудожнике.



Но допускал, что о нём может знать мой тесть (тогда ещё он им не был) – Эльдар Мирсалимов. Человек-энциклопедия.
Мои ожидания оправдались! Эльдар Хаджиахметович деловито стал копаться в антресолях. Через некоторое время извлёк пыльные подшивки «Огонька» 20-летней давности. Полистал. И выложил нужный номер журнала.
Оказывается, всё советское время об уникальных ЦВЕТНЫХ фотографиях Российской Империи 1903-1913 годов ЗНАЛИ!
С иллюстраций «Огонька» за 1988-й год на меня смотрели цветные Лев Толстой и Бухарский эмир Алим-хан. Только качество полиграфии того времени не передавало богатства красок. Да и время сделало своё дело.

В это же время, в 2004-м, сайте Библиотеки Конгресса США были выложены эти уникальные снимки. И я узнал об этом одним из первых в нашем городе. Допускаю, что самым первым.
… И был просто изумлён! Высокое качество изображения, яркость красок… Но больше всего поразило ощущение, что как будто и не было этих 100 лет! Словно, всё это сфотографировано вчера.
Первым желанием было поделиться информацией со всеми. Все, кому показывал фотографии, кивали головой, бормотали, мол, безусловно интересно… И никто не выказывал большего. НИКТО! Интересно, не более.
Я успел ещё отправить диск с фотографиями Полоцка главе тамошних художников Игорю Куржалову. Раздал друзьям и знакомым в Витебске. И забыл. Другие яркие события переключили моё внимание

Через пару лет, в 2006-м, начался бум с этими фотографиями! Все первые цветные выпуски местных газет вышли с фотографиями Прокудина-Горского. Только в одной из них поблагодарили за предоставленный материал… моего знакомого, который когда-то брал у меня диск с этими снимками. Было немного досадно… но не более того. Ведь главное произошло – дело сдвинулось. Народ узнал о своём герое.
С тех пор я видел десяток передач о Прокудине-Горском. Чаще всего, кичливого характера, мол, наш телеканал это всё открыл, наши мастера восстановили историю… Дескать, совместили три разноцветных изображения (принцип RGB), получив одно полноцветное…

Всё это смешно. Это делали ещё в 80-х, правда без компьютера. А готовые (сведенные в полноцвет) изображения выложены там же, в шикарном качестве.

Предлагаю всем самостоятельно посетить указанный сайт, узнать о фотографе, опередившем время, и насладиться красотой столетней давности.

понедельник, 9 ноября 2009 г.

Сонечка


Не удержался.
Ещё одна фотка
моей
доченьки-
именинницы.




Когда...

Когда мы станем безгрешными,
То выйдем ночью кромешною
И песню детям Земли
Споем, с любовью, конечно же,
И будет самою нежною
Та песня. В ней корабли
Сквозь океаны безбрежные
Плывут себе, безмятежные,

И исчезают вдали.


Вадим Козин. Часть первая.


В этих строках -
мат-перемат.
Но великим это
позволяется.
В данном случае.
Автор - Вадим Козин.
Обладатель уникального
и узнаваемого голоса,
певец, звезда 30-40х.
И узник колымских лагерей...
Многие не знают ни его имени, ни песен. Ещё бы - это имя вытравливалось десятилетиями из нашей культурной истории.
Оказались эти стихи у меня случайно, как это бывает. Уж и не помню, кто сказал, что случайность – непознанная закономерность. И появление этих двух истертых тетрадных листочков, явное тому подтверждение. Когда-то в детстве мне довелось видеть Вадима Козина воочию, слышать его песни вживую. Случилось это так.



Нас, пионеров из колымского пионерлагеря (жуткое словосочетание), в качестве поощрения, возили в Магадан, на подводную лодку. И в наших детских сердцах пылал огонь радости – сбываются мальчишечьи мечты! Мы побываем в настоящей боевой субмарине! И, наверняка, там можно будет всё не только посмотреть, но и потрогать, покрутить.
И вот, наш автобус прибывает в Магадан. Выясняется, что попадём мы туда, в порт, нескоро. По непонятным причинам. Нас везут в краеведческий музей, дабы «убить время». Мы объедаемся мороженым, кормим чаек, бросаем камешки в волны Нагаевской бухты. Всё наше воображение занято предстоящим пребыванием на борту боевого корабля. Но, времени ещё много, и нас везут в гости к какому-то известному певцу.
Это и был Вадим Козин. Но нам тогда это имя ни о чем не говорило. Мы явились заложниками ситуации и молчаливо терпели малопонятное пение пожилого дяденьки.
Он пел свои бесконечные романсы, что-то увлеченно рассказывал, пытался шутить… Мы лишь хлопали глазами и в ладоши. И шепотом спрашивали друг друга об оставшемся времени. Это теперь, сегодняшним моим взрослым пониманием, осознаю, что перед нами выступала целая эпоха. И хотелось бы мне вспомнить эту встречу подробнее, да уж очень неинтересно было мне тогда. Вот и помнятся только общие моменты: залитая солнечным светом комната, рояль посреди неё, седовласый, чмокающий «знаменитый» певец…

Прошло более 25 лет с того момента. Я и не вспоминал об этой поездке. Но однажды был в гостях у родственников жены в Минске. У дяди Паши Сафронова. Разговорившись за ужином, указал на пейзаж, красующийся на стене, и вскользь заметил на «северность» изображения. Дядя Паша кивнул, уточнив, мол, колымский пейзаж. И мерная белорусская беседа перетекла в колымскую взбудораженность.
И выяснилось, тесть гостеприимного минчанина сидел в лагерях. На Колыме. С Козиным. Тот подарил ему несколько листков со стихами. Подарок по тем временам и событиям – бесценный.
Один из них предлагаю вашему вниманию. Второй будет выложен чуть позже.

У меня нет возможности и подтвердить или опровергнуть подлинность авторства Козина. Верю безоговорочно.

(продолжение следует)

пятница, 6 ноября 2009 г.

Тайна озера Кашо


Озеро Кашо (Кошо), что в Глубокском районе Витебщины, возможно, хранит в своих глубинах... Впрочем, читайте до конца



Рыбачили мы как-то на берегу безымянного, как нам казалось, озера, коими полна Витебщина. Да, не то, что бы рыбачили, а отдыхали больше. Поймали несколько рыб для ужина, на том рыбалка и закончилась. Варили уху из лещей да плотвы, наслаждались закатом, да водочку умеренно попивали. Забрёл к нам на огонёк некий здешний житель. Дедок неопределенного возраста: неухоженная седая борода, сапоги по колено, выцветший военный плащ-накидка. Ему можно было дать и 50 лет и 80. Колоритный старичок. Прекрасный типаж для портрета. Словно, из позапрошлого века. Слово за слово, разговорились. Выпили по стопочке.
Тут я возьми да и спроси.
– Дедушка, как здешнее озеро называется?
Дедок прищурился хитро.
– Хранцузов, случаем, среди вас нет?
– Да нет, мы из города. Витебские.
– Ну, тогда слушайте.

История, услышанная нами под стрекот кузнечиков, комариное жужжание и редкое плескание рыбы в озере, нас увлекла. Мы слушали с неподдельным интересом, глядя на отблески костра в глазах старика.
– Как-то, лет десять… да нет, по боле – двенадцать лет назад, приехали какие-то французы на наше озеро. Небольшая группа, человек около семи. Вроде как отдыхать. И, значится, переводчик с ними был. Ну, уже не помню как именно, но оказался я у них вроде проводника-помощника. А чего мне, пенсионеру? – лишняя копейка не помешает. Тем более щедро платили. Продуктов, опять же, привезли. Обошли мы, значит, здешние озера, тут один француз через переводчика и спрашивает, мол, как вон то озеро называется? Я запросто отвечаю, мол, называется оно – Кашо.
Тут французы и замолчали. Переводчик переспрашивает. Я говорю, мол, так и называется. Вот Малое Кашо, за ним – Большое Кашо. Французы оживились, зачирикали чего-то там по-своему. Говорит, значится, переводчик, мол, спасибо, дедушка, приедем к вам на следующее лето надолго, очень у вас понравилось.
Ну, приехали, как обещали. Но, не налегке, как прежде, а с аппаратурой всякой, со снаряжением непонятным. А мне что? Хорошо обращаются, деньги платят. У нас в деревне четыре избы осталось. Не со старухами же на завалинке мне кудахтать! Вожу иностранцев на лодке, помогаю, как могу.
Наступает очередной вечерок. Вот, как у вас, костерочек, ушица варится, водочка. Вот язычок-то у переводчика и развязался. Говорит он мне: «А знаешь ли ты, дедушка, как переводится название озера? Нет? Так вот, по-французски «кашо» означает… дерьмо!»
Я говорю, мол, а чего они в дерьме-то копаться приехали? Тот мне: «Ты, дедуля, только никому не сказывай, но гости наши иностранные, как только услышали название, так сразу и поняли – где искать нужно…»
Интересуюсь: «А чего ищут-то?» Он шепчет: «Золото Наполеона!» Они-де долго искали, по всей Беларуси, и вдруг слышат знакомое слово!.. Значит, версия такая: Бонапарт вёз золотишко, награбленное в Москве, а по дороге утопил. Провалились обозы под лед. А где – загадка. Искали везде. Все-то думают, что на реке Березине! Но там тоже ничего не нашли. Рылись в архивах, исходили вдоль и поперёк Полесье, всё напрасно.
Услышав название нашего озера, решили наши иностранцы, что Наполеон, когда узнал, что золото утонуло, выругался… на озеро! Так и занесли на карту – озеро Кашо.

Правда это или нет, неизвестно. Старик, выпив ещё рюмку водки, поблагодарил и удалился. Сказав на прощание, что золота никакого не нашли. Пустая затея; тут ил несколько метров толщиной.
История показалась мне интересной, достойной того, что бы зафиксировать её на бумаге. Копаться в архивах, искать подтверждение или опровержение этого факта не собираюсь. Оставляю это для романтиков-искателей, для которых это будет ещё одним поводом, что бы отправиться на поиски сокровищ Наполеона, возможно хранящихся на нашей витебской земле.

Дмитрий Рубаник, Витебск

Первый снег!

Наконец-то выпал первый снег! Да какой! Красотища! Машка моя все сугробы (сугробы!!!) разворошила, по дороге в садик. Эх! Зима. Теперь можно выкладывать соответствующие стихи.

Вот и всё, зима пришла.
Заодно – тоска, болезни,
Снега ношеный бушлат…
Не пойму я – хоть ты тресни! –
Что ж такая кутерьма?
Иль старение всё это? –
Летом ждёшь: когда ж зима?

А зимою – вот бы лета…




среда, 4 ноября 2009 г.

Крещение по-русски


Точнее, по-магадански. Информация отсюда. Исходник - отсюда. Фотка меня просто потрясла! Представьте: на берегу Охотского моря вырублена крестообразная прорубь, на улице минус 30... На это даже смотреть страшно! Жуть.
Но! Вера - вот что побеждает и холод, и страх.





Тоска

Смешных смешений карамболь –
Тоска втирается в доверье.
Всепроникающая боль
Вдруг заклокочет в подреберье.

Мелькнет сомнений стрекоза,
И зеркало надежды треснет…
Лишь кажется, закрой глаза,
Потом открой – и всё исчезнет.




вторник, 3 ноября 2009 г.

Форма благодарности


Чего только не приходится оформлять по роду деятельности. От "Дожинок" до визиток. Вот, буквально на днях, "задизайнерил" благодарственное письмо для уважаемого вайэмсиэйского иностранца.




Осенние прогулки


Парочка свежих фотографий




понедельник, 2 ноября 2009 г.

Сон


Рисунок датируется 1994-м годом. Сон мне однажды приснился: ходил я среди руин. Но при этом - светился, словно фонарь. примечательно, что нарисовал проснувшись. Среди ночи. Впечатлился.




LinkWithin

Related Posts with Thumbnails