пятница, 30 октября 2009 г.

О стереотипах


Всегда считал,
что у Н. К. Рёриха
(правильно Рёрих,
а не Рерих!),
известнейшего русского
художника,
глаза черного цвета
и высокий голос.
Почему-то таким
я его себе представлял,
глядя на черно-белые
фотографии. Каким же
было мое удивление,
когда я услышал в записи
его глубокий, с чудным
бархатным тембром, голос
и узнал, что цвет глаз
Николая Константиновича был небесно-синий!





магнитики на холодильник


Забавно.
Намалевал этот рисунок
гелевой ручкой
на клочке бумажки.
Дизайнер Анжела Смагина
сделала из него цветную
открыточку. Теперь сие
изображение красуется
на многих белорусских
кухнях - переродившись
из почеркушки в прилично
сделаный магнитик.





Немного бесконечности


Афиша
последней выставки.
"Немного
бесконечности" -
совместный проект
с Викой Алферонок.
Февраль 2009 г.



Об ангелах


"Об ангелах" 2001 г.
С этой картиной связана мистическая история. Друг, Генка Хорецкий, который всего лишь 5 минут позировал для картины, в общем не курит. И никак не мог изящно взять сигарету. Времени было мало - он торопился, я нервничал. Я как-то не по-доброму ему ляпнул: "Держи руку ровно, как будто она у тебя забинтована!" Он обиделся... Ушел. Вечером - звонок. Огромная собака прокусила ему... именно эту руку. Весь локоть был раскурочен! Месяц он ходил с забинтованной рукой.
Помню, в этот день он, - не пьющий !!! - выпил со мной на двоих бутылку водки! Так потрясла его эта мистическая ситуация.





четверг, 29 октября 2009 г.

Когда ты придёшь

Когда ты придешь,
Вскипятим самовар,
И будет халва,
Будут бублики с маком,
Веселый галдеж,
И над блюдцами пар,
Простые слова
С восклицательным знаком,
Растопим камин,
Посидим у огня,
Расскажем друг другу
По триста историй,
Съедим апельсин,
В колокольчик звеня,
Поставим по кругу
Винил ораторий,
И будет закат
Обалденно хорош,
Стихи о весне,
Что придуманы мною,
Под трели цикад
Ты красиво уснешь,
Шепнув в полусне:

«Хорошо быть женою».






Там


Картина называется "Там"
2000 г.
Подарена Серёге Торбееву,
прекрасному человеку
и замечательному товарищу.
Он же на картине и запечатлен
(не тот, который лев :)





В августе 91-го


В те
смутные путчевские дни
бронетехника вышла
на пыльные улицы
Свердловска.
Все были готовы
к любому повороту событий. Все ждали приказа. Я, как и все, давшие присягу Родине, с тревожным ожиданием смотрел в малахитовое уральское небо...
Сколько пафоса! Так, конечно, можно было рассказывать потомкам, но... На самом деле - эта "БэЭмДэшка" стоит в качестве памятника возле обычной Свердловской школы. А во время краткого правления ГКЧП нам дали увольнение на целый день, что бы не маячили в штабе... Мы, сержанты Штаба Армии, бесцельно слонялись по городу, наслождались теплым деньком, уплетали в огромных количествах мороженое, да фотографировались где попало.
На фото я с Валеркой Шикунецом



То, что скрыто под катом

среда, 28 октября 2009 г.

Херлуф Бидструп


Известный карикатурист Херлуф Бидструп побывал однажды на выставке карикатур. Молча подходил то к одной работе, то к другой. На его каменном лице не проявлялось ни одной эмоции. Лишь изредка поскрипывали его ботинки, когда он покачивался вперед-назад, с пятки на носок.
Устроители выставки подошли к нему:
– Вам не нравится экспозиция?
– Нравится, - отвечает художник.
– Тогда почему Вы покачиваетесь?
– Потому что очень нравится.





... никуда от спорта не уйдёшь


Оформил
плакат
легкоатлетических
соревнований.
Удивило участие
в спортивных
состязаниях
Витебского казачьего
округа.
Интересно, они в высоту
прыгают с шашками
или в сёдлах?...





Моя Маруся







Виктория Алферонок


Картина
Вики Алферонок
"Ангел".
Приятно,
что полотно это
создано
под впечатлением
от моего
одноименного
стихотворения.
Графическая вариация
этой картины украшает
мой первый
сборник стихов.





КОЛЫБЕЛЬНАЯ

В небесах звезда мерцает,
Выплыл месяц налегке.
Моя дочка засыпает
С одуванчиком в руке.

И смыкаются реснички,
И качается гамак,
И в пшеничные косички
Заплетён огромный мак.

В небесах свои законы:
Заправляет всем звезда.
Но послушные драконы
Унесут её туда,

Где мерцающая точка
Растворится вдалеке.
Там летает моя дочка
С одуванчиком в руке.






вторник, 27 октября 2009 г.

Олег Захаревич






Продолжаю
выкладывать
работы
Витебских
художников.
Олег Захаревич.
Под катом ещё
парочка его работ.
С некоторыми
другими картинами
можно ознакомиться

И ЭТО ВСЁ О НЕЙ

Чисто
мужская статья.
Но рекомендую
прочесть и
женщинам.

Речь пойдёт...
О ВОДКЕ
(перед
употреблением
оной – не читать!)

Гордитесь!
Наша земля,
Полоцкое княжество,
является «предтечей»

русской водки!

Век живи, век учись. И век удивляйся.

          Казалось бы, спроси любого мужчину на улице: «Что Вы знаете о водке?», ответ будет долгий, эмоциональный и исчерпывающий. Ан, нет! На практике, этот вопрос ставит в тупик самых приверженных адептов «огненной воды». Самым распространенным ответом будет, мол, чего о ней говорить, её пить нужно! А на вопрос о происхождении водки, в лучшем случае, упомянут господина Менделеева...
          Честно говоря, мне и самому-то, еще недавно и сказать-то нечего было на сей счет. Но, совершенно неожиданно, попалась мне на глаза информация о Вильяме Похлебкине, о котором я ранее знал как о геральдисте, да наслышан был о его кулинарных увлечениях. И отверзлась завеса тайны! Вот она «откуда есть пошла»! Но, обо всём по-порядку.

Удивление первое.
          Оказывается, слово «водка» - это диминутив, уменьшительная форма от слова «вода». Так утверждает Похлебкин в своей книге «История водки». Исконно русское слово! Мама – мамка, репа – репка, а вода – водка. Верю ему безоговорочно. И как не поверить?! Именно он, этот ученейший из мужей, вернул СССР право на мировое использование этого бренда. И всё, о чём сообщается в данной книге доказано в международных судах!
          Но, слово словом, а как быть с арабами, которые, как всем известно, первыми известили мир об открытии алкоголя (от араб. al-kuhl)? Процесс дистилляции был известен им еще в VI веке. Известен-то известен, но получение продукта, который, как мы знаем, должен быть 40 градусов, не зафиксировано. Да и получили арабы винный спирт. А русскую водку, как известно, получали из злаковых (именуют её ещё хлебным вином). Кстати, еще в трудах Аристотеля (384-320 гг. до н.э.) содержится указание, как испарять воду нагреванием и сгущать образовавшиеся пары охлаждением. И уточняется, как способ древний.

Удивление второе.
          Традиционно считалось, что русская водка была изобретена монахами Кремля в 1503 г.,… но! Похлебкин относит эту дату на 25-55 лет ранее! Он утверждает, что «хлебное вино было создано в Московском государстве, скорее всего, в самой Москве, в одном из её монастырей (Чудовом?), то есть в Кремле, и что винокурение получило развитие в период с 1448 по 1478 год».

Третье.

          Как ни странно, но современную водку действительно изобрел Д. И. Менделеев, а точнее рассчитал весовые соотношения алкоголя и воды таким образом, чтобы спирт был полностью химически связан (для «продвинутых»: когда на 1 молекулу спирта приходится 3 молекулы воды, возникает наибольшая вязкость, максимум адиабатической сжимаемости). Именно весовое, а не объёмное соотношение спирта и воды, дают точные 40°. «Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России как русская национальная водка – «Московская особая» (первоначально называлась «Московская особенная»)». Поэтому и пишут на водочной этикетке 40°, а не 40%. Товарищи, внимательно изучайте водочные этикетки!

Четвертое.
          Сам Менделеев водку не пил, предпочитая хорошее виноградное вино. Это очень странно. Что же он ещё такое открыл в водке, о чём не сообщил? А наш любимый Ф. Энгельс высказался о водке следующим образом – «зерновой и особенно ржаной спирт вызывает … сонливость и временное оглупление, чаще всего добродушно‑покладистое». Эх, не пивали Вы, товарищ Энгельс, с нашим дворником, бывшим уголовником-рецидивистом!

Ещё одно удивление.
          Оказывается пресловутые "Смирноффки" - "сивуха, по сравнению с любой водкой, скажем, нашего Витебского ликеро-водочного завода. Да-да! К тому же информация на этикетках смирновских водок не соответствует действительности. Год основания фирмы «Смирнов» в России 1862, а не 1818, как утверждается. Качество их как низкое было оценено «при любых испытаниях за всё время с 1892 по 1991 год, т. е. в течение 100 лет!» Далее. Утверждается, что Пётр Смирнов был «поставщиком императорского двора», не уточняя какого именно. Однако, «Смирновка» поставлялась только для двора великого князя Сергея Александровича, дяди царя Николая II. Никто из царей эту водку не пил, предпочитая «монопольку», т.е. государственную.

Удивление последнее.
          Вильям Васильевич Похлебкин, ученый с мировым именем, утверждает, что «водка хорошо приспособлена как гастрономическое дополнение к русскому национальному столу», а «пропаганда «лёгких» алкогольных напитков взамен водки как якобы «безвредных» по сравнению с водкой» – некомпетентна! «По сравнению же с водкой, то есть с хорошей, зерновой, «московской особой» – пиво и вино представляют собой настоящий яд». Ещё. С точки зрения культуры потребления спиртных напитков следует употреблять алкоголь лишь после того, как человек плотно поел, то есть не «закусывать», а «запивать» водкой еду. И, наконец, 75 г водки в сутки – это уже предел нормы. Всё, что свыше – уже вредно и просто опасно!

          Друзья мои, конечно, можно возразить, мол, белорусы мы, а не русские, нас «водочный вопрос» касается менее всего. Нам крамбамбулі патрэбна, да зуброўкі. Отвечу на это следующее. Именно наша земля, а точнее Полоцкое княжество, явилась «предтечей» русской водки. Так называемый «ставленый» мёд, как алкогольный напиток, от которого повелась традиция крепких напитков на Руси, «был вначале более всего распространён в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча мёда от диких пчёл. Отсюда мёд по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В Х–XI веках мёд в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мёд варили. Варёный мёд, как напиток, был более низкого качества по сравнению с мёдом ставленым. Последний выдерживали по 10‑15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного мёда с соком ягод (брусники, малины)».

Послесловие. «В 1982 году состоялся Международный Арбитражный суд, решением которого за СССР был закреплен бесспорно приоритет создания водки как русского оригинального алкогольного напитка и исключительное право на её рекламу под лозунгом на мировом рынке: «Only vodka from Russia is genuine Russian vodka» – «Только водка из России - настоящая русская водка

Дмитрий Рубаник, Витебск

понедельник, 26 октября 2009 г.

На гребне волны


Восхитительная фотография! Нужно признаться, дельфинов заметил не сразу.
(фото из Интернета)





Алексей Шедько


Конечно, это монтаж в фотошопе. Это я побаловался. Выразил, так сказать, мечту многих мужчин на примере минского музыканта Алексея Шедько.
Нужно сказать, Шедько - один из любимых моих исполнителей. Актёр. Долгое время играл в Русском театре в Минске, теперь перебрался в МХТ им. Горького. В Москву, разумеется.
И хотя я не в восторге от некотрых последних песен и концертов, всё же Алексей Шедько - явление в белорусской музыке. Вот здесь можно скачать некоторые его песни. Рекомендую





Об эфемерном


Картина
"Об эфемерном".
2001 год.





Посёлок Палатка

У памяти заточены края
И с ней несладко.
Мне твоя боль – сильнее, чем своя,
Моя Палатка.

Шлифует ветер сопки и дома –
Слепой посланник.
Надежно ль ты укутала, зима,
Кедровый стланик?

Но в сердце грусть тихонечко кольнет –
Зерно без плевел.
И снится мне – огромный самолет
Летит на Север.

По трапу, поправляя свой берет,
Схожу, сутулясь.
И, вроде, волноваться – смысла нет,

А я волнуюсь






Свидание с детством


Это мой детский рисунок... Друг детства Пашка Засухин выложил его на своём блоге, и тем самым разворотил моё душевное спокойствие. Не каждый день возвращаешься в детство.



Что бросается в глаза: черное небо нарисовано тушью, всё остальное - фломастерами. Рисунок явно откуда-то передран. С какого-нибудь журнала, коими мы взахлёб зачитывались с Пашкой в детстве. Фантастика в СССР была этакой литературной отдушиной для человеческого духа.
Спасибо, Пашка, что сохранил. А мои родители вот не сохранили ни одного рисунка. Всё почему-то выбрасывалось...

пятница, 23 октября 2009 г.

ЗЕЛЁНАЯ КАРЕТА


По мотивам
знаменитой
бардовской
песни
Александра
Суханова
"Зеленая
карета"





ВИТЕБСКОЕ

Из Задвинья в Придвинье,
И оттуда – назад.
Зданий серые клинья,
Берегами прижат
Старый мост у театра.
Город нежно стекал
В продолженье Монмартра,
Как сказал бы Шагал.
Небылиц вереницы
Совпадают в одном –
Дождь стирает границы

Меж пространством и сном.





ГАЗЕТА YMCA-Витебск


Если бы ваша жена была увлечена разведением кроликов, вы бы строили для них клетки. Слава Богу, мне повезло с увлечением жены. И я помогаю ей (всего лишь!) с художественным оформлением.
На картинке - обложка второго выпуска газеты YMCA-Витебск. Дизайн - моих рук дело.


Машка и очки


Моя старшая дочка. Кривляется, как всегда. Но речь пойдёт об очках.
Эти окуляры нашел на чердаке сносимого дома один мой знакомый, строитель по специальности. Выяснилось, что очкам этим около ста лет! 1916 год! Стёкла давно вылетели и разбились. Но оправа достаточно прочная.
Очки долго ещё служили реквизитом в нашем театре. Теперь небрежно валяются на моей книжной полке. Только Маша с ними и играет





четверг, 22 октября 2009 г.

о Хоттабыче


В дополнение к статье о Лазаре Лагине и его произведению "Старик Хоттабыч", прилагаю фото, на котором ясно видна надпись "Омар Ибн Эль-Хоттаб". Такое же имя носит эта площадь в Старом городе, в Иерусалиме. Знатным джином был наш Хоттабыч, коль в его честь названа площадь



СТИХИ ОСЕННИЕ

Осень. Точно оригами,
Пегих листьев крой
Развалился под ногами
Пестрою корой.
По небесным бы дорогам
Мне б уметь летать,
Что бы листья ненароком
Мне не поломать.





СПЕКТАКЛЬ "ГРЁЗЫ ЛЮБВИ"




"Грёзы любви". Был такой спектакль. Дежурный и самый часто играемый. Этакая палочка-выручалочка . А сколько всяческих наград за эту постановку получил наш театр "Синтез"! Сколько сервизов и прочих вазочек!
Но интересно было то, что актёрский состав менялся чуть ли не каждое выступление. Из тех, кого помню: Анисимова, Суворова, Соловьёва, Козлова/Петрова, Закревская, Андриенко... На фотографиях (под катом) запечатлен один из последних, в смысле выступлений, спектакль. Должно быть, это год 2002-ой. Сужу по тому, что все женские роли (а их - три! на мой взгляд - лучше других) исполняла одна актриса - Настя Куржалова. Сейчас она играет (довольно успешно) в Национальном Академическом театре им. Я. Коласа.
На фотографиях: 1)выход на поклон 2) Костик собирает реквизит 3) в гриммерке после спектакля. Вроде как цветы дарили :) Интересно как раз то, что снимает на камеру Олег Черняк - застолье, которое обычно заканчивало каждый театральный вечер.Все молодые ещё, гладко выбритые. Как жизнь всех изменила! Я нынче с бородой, Черняк - лысый... Один Хорецкий не изменился, сволочь :)

среда, 21 октября 2009 г.

Пессимистичное

Дождь идет уже, кажется, вечность…
Безразличная бледность окна
Умножает тоску на беспечность,
Получая в ответ бесконечность
Из небесной воды волокна.
Вспоминается всё, кроме нежных
И, наверное, нужных вещей…
Все решенья задач – безутешны:
В этой жизни, казалось, безбрежной
Счастья нет. Не бывает вообще.







НОРМА ВЕЩЕЙ


Идею этой сказки... точнее, совсем не сказки... я увидел на улице. Мало в славном городе Витебске людей, которым нравятся огромные яблоки и груши, разбросанные по городу. Возмущаются все. Я лишь утрировал ситуацию...


О РАСЕ ГИГАНТОВ


Недавно в индийских газетах были опубликованы сенсационные фотографии. В газетном материале сообщалось, что были обнаружены захоронения гигантов. На снимках маленькие люди откапывали огромные скелеты. Но...



Сенсации не случилось. Снимки объявили монтажом и фальсификацией. Историю замяли... Но какой всплеск фантазии людской громыхнул в пространство! Это так завораживает - гиганты працивилизаций! Сразу вспомнились предсказания Блаватской о том, что люди обнаружат что-то похожее в 21 веке. И тогда произойдёт переворот во всемирной истории человечества... Видимо, в другой раз

НА ПОЛЯНЕ ОДУВАНЧИКОВ



Картина датируется этим годом. "На поляне одуванчиков". Выставлялась на последней выставке (совместной с Викой Алферонок). Находится в коллекции Костика Барковца.



Фрагмент

вторник, 20 октября 2009 г.

О НОЖАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ


Так выглядит нож с ножнами.
Это имитация дамасской стали. Там характерные "завитушки". Всем ясно, что давно ни настоящего дамасска, ни булата не существует. Тесть мой, Эльдар Мирсалимов, на эту тему может вещать бесконечно. Да ещё рассказать с десяток историй про рубку ножом гвоздей и проч. металлических изделий. С демонстрацией. Это обычно производит мощное впечатление. Мне достаточно рассказать небольшую историю про ножи моего тестя, которую я слышал от туристического инструктора.


История такова. Идём мы с тестем по улице и встречаем Кольмакова. Инструктора с многолетним стажем. Когда-то он заказывал у тестя ножи для туристических походов. Заказ особый, чтоб ножом можно было и ветку срубить, и банку тушенки откупорить.
Кольмаков бросается к тестю с восклицанием: "Эльдар! Что ты наделал?!" Тесть в недомении. Мол, что сделал-то? Инструктор: "Ты мне поход сорвал!" Но сразу успокоил - мол, не ты, конечно, а твой нож. Ситуация случилась трагикомичная. Какой-то турист достал нож и стал им чего-то строгать. И порезался. Серьёзно так. От резкой боли отбрасил нож. Клинок воткнулся в ногу другому туристу, прорезав ногу в башмаке насквозь. Подбежавший на крик инструктор вынул нож из ноги потерпевшего. Пока оказывали медпомощь бедолагам, Кольмаков удивленно смотрел на причину внезапного несчастия. И, в задумчивости, легонько потрогал лезвие пальцем... и нож, как в масло вошел в палец, воткнувшись в кость. Поход был сорван. Водку пили уже дома

В ПОЛОЦКЕ

Пройдясь по центру Полоцка, обратил внимание, что названия магазинов сплошь античные – Меркурий, Дионис, Прометей, Гермес, Марс, Вулкан…
Прям Олимп! От души порадовался за духовный центр православной Беларуси.

Незабываемо – пивная «Кривичи».



Здесь всё томно и не быстро,
Здесь нам можно не спешить.
В этом городе тенистом
Тяжело быть оптимистом,
Здесь статистам
Проще жить.

Здесь для счастья много ль надо?
Лишь тепло родной руки,
Спелость ягод винограда,
Соловьиная рулада,
Да прохлада
От реки.


О НЕВИДИМОМ


понедельник, 19 октября 2009 г.

Нобелевский лауреат


Нобелевский лауреат

Изобретениями академика Жореса Ивановича Алферова ежедневно пользуются жители планеты: каждая касса супермаркета оснащена его разработками. И мы помним, Жорес Алферов родился в Витебске!

Название главного изобретения Алферова нам, не специалистам в области физики, ни о чём не скажет – «Гетероструктурные полупроводники». Если произнести вслух, это звучит с неким… эротическим подтекстом. Но, – увы и ах, – это всего лишь лазер.

В магазине, оплачивая товар, вы видите, как кассир проводит штрих-кодом по считывающему устройству, и слышите: «пип!» – в этот момент вспомните нашего земляка! Это Алфёров изобрел… ещё в 60-х годах прошлого столетья! Но кто мог тогда подумать, что исследования молодых ученых-шестидесятников найдут повальное применение только на рубеже тысячелетий? Инфракрасный порт – это труды Алферова. Оптико-волоконная связь – опять Алферов. Вставляем CD-диск в компьютер или проигрыватель – его «читает» лазерный луч, разработка Алферова. Проводим по учебной доске «пятнышком» лазера-указки, и – правильно! – это тоже изобретение Жореса Ивановича.

Пересказывать его биографию не имеет смысла: эта информация известна и доступна. Нам важно помнить, что лауреат Нобелевской премии в области физики за 2000 год, академик Жорес Иванович Алферов, родился в Витебске. Он овеял славой наш древний город, и мы гордимся нашим земляком-академиком, одним из крупнейших ученых-физиков современности!


Дмитрий Рубаник

Пока так...



Так выглядят обложки моих книг. Последнюю всё же хочется
напечатать большим тиражом...
Неизменный художник-оформитель моих стихотворений -

ПЕСНЯ О НЕЙ

Как часто я мечтал о том,
Что вдруг тебя случайно встречу,
В толпе замечу и отмечу
Как разразится летний гром,

Как вспыхнет неба бирюза,
И город радугой зальётся,
И я взгляну в твои глаза,
И сердце бешено забьётся.

Минул безумно долгий год,
И я тебя – как в сказке! – встретил,
Средь сотен лиц тебя заметил
И подошел к тебе, и вот

Сверкает неба органза,
И круто радуга восходит –
И я смотрю в твои глаза
И …. ничего не происходит.


Уж полчаса смотрю в глаза
И – ничего, и ничего…





Софья

суббота, 17 октября 2009 г.

к нам приехал, к нам приехал


Вся информация на афише. Теперь вопрос - что делает "фазенда" на моём блоге? Ответ: имею некое отношение к организации концерта ( а это именно концерт! Сергей прекрасно поёт и играет на гитаре!)... Ах, да... Афишу тоже делал я


пятница, 16 октября 2009 г.

Бутылочка не нужна?


Привычка русских людей убирать пустую бутылку со стола... датируется 1814 годом!


И напрямую связана с историей наполеоновских баталий, с Отечественной войной. Русские войска, победив Бонапарта, долго еще оставались во Франции.

Французские историки очень уважительно описывают период пребывания русских войск во французских городах и селениях. Наши солдаты вели себя не как завоеватели, а как гости: за постой, еду и выпивку – обязательный расчёт с хозяевами! Правда, иногда поторапливали рестораторов словом «быстро»: так родилась знаменитая форма ресторанов быстрого питания «Бистро». Но, иногда русские люди всё же прибегали к небольшой хитрости…

Шумно и много выпивая во французских кабаках, гусары и казаки оплачивали выпитое вино … по количеству пустых бутылок на столе.


Эх, русская смекалка! Убрал бутылку – меньше заплатил.

Дмитрий Рубаник

ОСЕННЕЕ

Рыжих лиственниц странные позы,
Словно это плие или па.
Поздней осени метаморфозы –
На огромные красные розы
Сыплет манны небесной крупа.
Мы меняемся – вот что тревожит –
Точно этот пейзаж за окном,
И тот срок, что уже нами прожит,
Лишь тоску и печали умножит,
И засыплет всё снежным зерном.



День анестезиолога


Сегодня День анестезиолога. Поздравляю Нину Мирсалимову, сестру моей жены. (Уж и не помню, как называется одним словом эта родственная связь). И её мужа Александра Мартынцова (редкий человек, с которым можно шикарно выпить и поговорить), врача-анестезиолога. Такой вот забавный значок отыскал... впочем, жуткая вещь. Черный юмор советской медицины.

четверг, 15 октября 2009 г.

Лазарь Гинзбург ибн Хоттаб

Прежде всего, нужно уточнить: автор статьи не знает ни еврейского языка, ни значения приводимых слов. Статья написана со слов (и под редакцией) представителя витебской еврейской общины Натана Нохимовича. Автор - лишь литературный исполнитель. Этимологические и исторические изыскания не являются итогом авторских исследований, а лишь компиляцией известных фактов. Подобные статьи имеются в Интернете.
Эту книгу
знаменитого
советского писателя
Лазаря Гинзбурга,
кстати, родившегося в Витебске,
читал каждый из вас.
Если и не читал, то уж точно смотрел одноименное кино. Даже если не смотрел, то слышал название. Речь о «Старике Хоттабыче».



Не заметили никаких неточностей? Нет? Фамилия автора не смутила? Что ж, продолжим.
Спросите любого русского человека: «Знаете ли вы кто такой Хоттабыч?» Ответ будет утвердительный, не сомневайтесь. Некоторые даже вспомнят полное имя старика. Дескать, Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Кто-то поведает подробности сказочного повествования. Кто-то будет осведомлен о заимствовании сюжета сказки у английского писателя Томаса Энсти Гатри, писавшего под псевдонимом Ф. Энсти…
Но, нас эта повесть интересует в несколько другом аспекте. В эзотерическом, так сказать. Стоит покопаться в тексте «Хоттабыча» внимательнее, всплывает множество «нюансов», о которых хочется рассказать подробнее.

Итак, начнём с фамилии автора на обложке книги – Лагин. Лазарь Лагин. По одной версии, составление первых букв имени и настоящей фамилии. ЛАзарь ГИНзбург. Наиболее распространенный вариант.
Есть вторая вариация. Была, дескать, у Лазаря невеста, которую звали Галя. Стало быть, он, Лазарь, был «галин». Анаграмма. Перестановка букв.
Но есть и третья версия! В 1936 году писателю Гинзбургу исполнилось 33 года. Теперь напишем цифры буквами. «Ламед» (30) и «гимел» (3). Читаем – «лаг»…

Сразу понятно – всё ох как непросто…
Далее, перейдя непосредственно к произведению, дотошно вчитываясь в текст «Хоттабыча», мы обнаружим удивительные вещи. Старик из бутылки, точнее – джинн из глиняного кувшина, хоть и одет изначально в арабские одежды, бормочет свои заклинания… на еврейском языке!


Читаем первый вариант книги.
«Вместо ответа Хоттабыч, кряхтя, … вырвал из бороды тринадцать волосков, мелко их изорвал, выкрикнул какое-то странное слово «лехододиликраскало»…».
Меня удивляет, почему это пропустила цензура! И почему Лагина не посадили в 37-ом, когда была опубликована эта сказка? Вы знаете значения этого заклинания? Неудивительно. Это же известнейший еврейский гимн, который ортодоксальные иудеи поют перед каждой субботой! «Лехо доди ликрас кало, пней шабес некабело». Что означает «иди, мой друг, навстречу невесте, встретим лик Субботы». Это вам не какой-то там «трах-тибидох-тах-тах», которого, кстати, нет в тексте.

Впрочем, люди «в штатском» приходили с ордером на арест в дом Лагина чуть ли не каждый день (ордер был действителен только в течение суток). Но Лазаря дома не было. Он пребывал в длительных командировках. То на Крайнем Севере - на ледоколе возле Шпицбергена. То в Средней Азии… Это его и спасло. А точнее, спас лично Фадеев, тогдашний глава советских писателей. Отплатив, таким образом, добром за добро.

Но, вернёмся к Хоттабычу. Какая такая «невеста» упоминается в этом «странном слове»? Ведь главному персонажу Вольке всего… Да, нет же! В первом издании чётко говорится – Вольке Костылькову 13 лет. Это значит, что тот уже достиг совершеннолетия, с еврейской точки зрения. А, может, это упоминавшаяся витебская Галя?
Хотя, в иудейской традиции невестой называют Субботу.

В кинотеатре рассерженный Хоттабыч вспоминает, что он настолько могущественный джин, что с ним «ничего не мог поделать сам Сулейман ибн Дауд». Кто такой этот Сулейман? Всё просто – царь Соломон. Шломо бен Давид. Соломон, как известно, носил кольцо с надписью «всё пройдёт». И кольцо это повелевало джиннами. Помните, как гонялся Хоттабыч за иностранцем Ванденталлесом, думая, что тот владеет заветным кольцом?

– Да позволено будет мне узнать, что ты, о бриллиант моей души, подразумеваешь под этим неизвестным мне словом «балда»? – осведомился с любопытством старик Хоттабыч.Волька от смущения покраснел, как помидор.– Понимаешь ли… как тебе сказать… э-э-э… ну, в общем, слово «балда» означает «мудрец».

Нужно заметить, что над этой фразой я тоже смеялся. В детстве. Но, оказывается, смеялся последним автор. И вот почему.

По-еврейски «баал дат» означает… правильно, «мудрец»! Не соврал Волька Костыльков! Этого не знали только советские партийные идеологи.
Всё это цитирование объясняется просто. Детство писателя Гинзбуга прошло в Витебске, местечке, где до революции на 17 христианских церквей приходилась 51 синагога. Здесь же, в Витебске, он окончил хедер. Отсюда нужно искать корни Хоттабыча и его иудейских высказываний.

Перечитайте «Старика Хоттабыча» и задайте себе вопросы: кто такой царь джиннов Джирджим ибн Реджмус? почему его тётку зовут Икриша? что означает название королевства Бенэм и города Сокке?

Прочитав другие произведения Лазаря Лагина, мы лишь утвердимся в правильности наших суждений – иудейские названия сплошь и рядом. Например, в романе «Патент АВ»: город Бакбук переводится с иврита «бутылка», персонаж Эдуф – «раб», другой персонаж Цфардейа – «лягушка»… И т.д. За это произведение Лагин получил, кстати сказать, Сталинскую премию. И это в то время, когда происходит борьба с космополитами! И уже осуждены Бронштейн, Розенфельд и Аронов, которых мы знаем под фамилиями Троцкий, Каменев, Зиновьев.

Неудивительно, что не раскусили борцы за «правильную» идеологию еврейских насмешек Гинзбурга. К тому времени многие писатели имели благозвучные фамилии. Штейнкман стал Михаилом Светловым. Фридлянд – Кольцовым. Гликберг переродился в Сашу Черного. Зильбера мы помним как Вениамина Каверина, создателя «Двух капитанов».
Вот и уроженец Витебска Гинзбург вошёл в историю как Лазарь Лагин, автор детской сказки «Старик Хоттабыч», которая, говоря словами своего героя-джинна, всего лишь «удивительная история, которая, будь она написана иглами в уголках глаз, послужила бы назиданием для поучающихся».


Дмитрий Рубаник, Витебск

ненаточены ножи...


Хотя, очень даже наточены. Эти произведения искусства изготавливает мой тесть Эльдар Мирсалимов. Поразительно: из куска металла и деревянной палки - такая красота. Впрочем, красота - для мужчин.



Держа один из этих ножей, понимаешь, что выпускать его из рук совершенно не хочется. Он как бы является продолжением руки. Должно быть, что-то похожее испытываешь беря в руки древний самурайский меч катану... Секрет мастерства (а процесс изготовления весьма времязатратен), по понятным причинам, не разглашается. Скажу лишь, ножны сделаны так, что самопроизвольно нож из них не выпадет при любой тряске и падении. А, вынимая нож из ножен рукой, даже не ощущаешь, что его что-то держит. Колдовство, однако.

среда, 14 октября 2009 г.

Виктория Алферонок





Эта чудесная фотография Витебска авторства Виктории Алферонок. Впрочем, на моей памяти её фамилия менялась неоднократно. Надеюсь, Алферонок - последняя ... (зная Андрея - просто уверен!) :)

ОДИНОЧЕСТВО


Картина "Одиночество". Последняя "холостяцкая" картина. После её написания (2003 г.) - всё поменялось кардинально.


Статья газетная, бумага желтая


Статья о "детском художнике Диме", из которой понятно, что с гостями нужно вести себя осторожно: могут статью написать. (Главное, что бы не "приписали" статью из УК). Вот. Много народу побывало в моей квартире-мастерской во времена холостяцкой юности. Иногда посещения эти перерастали... в газетные полосы.


Из республиканской газеты "Переходный возраст" (г.Минск)

Утро...

Закипает шумно чайник,
Мастер посвистеть.
«Проиграли англичане» –
Гордость новостей.
Дождь стучит о подоконник –
Норма в октябре;
Самодержец-незаконник…
Точки и тире.
Масло в булку, в чашку сахар,
Майонез в салат.
Интернет – всеобщий знахарь,
На пасьянс расклад…
Тишину гоняет осень
По пустым дворам…
Отчего-то стало очень

Грустно по утрам.



вторник, 13 октября 2009 г.

Упираясь головой в небо


Это не фотомонтаж, перед вами самый высокий человек из когда-либо живших на земле. 2 метра 85 сантиметров! Федор Махнов, уроженец несохранившейся деревни Костюки, Витебской области. Человек, покоривший мир. Чудо-великан, возможность пообщаться с которым почитали за честь Папа Римский, Канцлер Германии и президент США Теодор Рузвельт.



Нам неизвестны рост и вес Федора при рождении. Однако, он появился на свет (18 июня 1878 года) настолько большим, что его мать скончалась при родах. Безудержно расти Федя начал около 8 лет от роду. И за четыре года он вырос до двух метров. Мальчишки-сверстники, конечно, дразнили верзилу, но тот лишь снимал с них шапки и оставлял на крыше дома.

Мир так бы и не узнал о витебском Гулливере, если бы случай не свёл его, 14-летнего мальчишку, с немцем Отто Биллиндером, директором цирка. И встреча произошла летним утром 1892 года на Полоцком рынке, что в Витебске.
Немецкий цирк гастролировал в Витебске, Биллиндер отправился на рынок делать закупки провизии. Федор Махнов приехал с отцом в город продавать муку. Немец, как и все посетители рынка, был ошеломлен впечатлительным ростом Федора. И тут же предложил выгодную сделку – он забирает Федора в Германию и обучает его цирковому искусству. Согласие было получено и, через некоторое время, Махнов отправляется с цирком в Европу.
Нужно сказать, что немецкий цирковой делец обошелся с юношей-великаном бережно и уважительно. За восемь лет, которые Федор выступал в цирке, Отто Биллиндер выплатил ему приличную сумму. На эти деньги великан жил безбедно всю свою оставшуюся жизнь. Выкупил в родном селе помещичью усадьбу, землю и мельницу. И даже совершил путешествие в Европу и Америку.

Скончался Федор Махнов в возрасте 34 лет, от болезни легких. Его похоронили на родине, на памятнике выбив уведомление об уникальном росте умершего. Правда, сделали ошибку, указав юношеский рост Махнова – 3 аршина 9 вершков, что соответствует 254 сантиметрам. Действительный же рост Федора был зафиксирован австрийским антропологом Феликсом Лушаном, что было подтверждено многими исследователями ещё при жизни великана. Памятник до сих пор стоит на месте захоронения. Однако скелет был продан родственниками Минскому медицинскому институту за 5 000 рублей и изъят из могилы в 30-е годы прошлого столетия.

Дмитрий Рубаник, Витебск


з.ы. Мои статьи на английском -

http://vitebsk-ymca.blogspot.com/search/label/BelaRUS

АНДРЮХА, ДРУГ ДЕТСТВА


Перебирая фотографии, обнаружил вот эту. Андрюха Литвиненко стоит в дурацкой, как сказали бы психологи, закрытой позе и курит. И вот вспомнил я, что приезжал Андрей ко мне, в Витебск. Это, должно быть, было летом 1989 года. Мы только что закончили школу. Впереди была армия...
Помню ещё, что поругались мы тогда, на Шумилинском озере... из-за леща! Не могли вытащить крючок из пойманной рыбы, и я предложил оторвать. Андрей был категоричен и милосерден: рыбе не должно быть больно! ... Забавный эпизод юношества.


ОКТЯБРЬСКОЕ

Понемногу, потихоньку улеглось
То грудное неуёмное щемленье.
И причина, по которой не спалось,
Ныне только вызывает удивленье.

Непогода, как упрямый печенег,
Совершает регулярные набеги.
То ли снежный дождь, иль мокрый снег,
Заставляют думать о дожде и снеге.

Все новинки вряд ли новы под луной,
Всё, что помнится – отправится в забвенье.
Слабо верится, что станет жизнь иной,
Вряд ли примутся достойные решенья.

Остается на экран окна смотреть,
Наблюдая эпизод стихийной битвы.
Оказалось, можно много претерпеть,

Повторяя лишь Иисусову молитву.



понедельник, 12 октября 2009 г.

Продавщица подснежников
















Картина из недавно созданных. Костик Барковец и заказчик, и автор идеи, и теперешний хозяин картины. Задумывалось, что бы подснежники и глаза бабушки имели один цвет - цвет неба.

Первым делом - самолёты















Сегодня возрождающаяся авиапромышленность России делает ставку на новейшую отечественную разработку – лайнер «Суперджет-100», разработанный в КБ Сухого. Основу военно-воздушных сил России, как и многих других стран, составляют уникальные самолёты «Су-27». Это сила и гордость авиации! Это и наша гордость. Потому что человек, заложивший основы российской авиации, Павел Осипович Сухой – наш земляк, уроженец Витебской земли.



Как известно, родился Павел Осипович в селе Глубокое (ныне – город в Витебской области) 10 июля 1895 года. Его рождение удивительным образом совпало с рождением авиации. Приблизительно тогда же Александр Можайский спроектировал первый воздухоплавательный аппарат тяжелее воздуха. Но, этот факт не получил огласки, и о самолётах ещё никто ничего не слышал.
В 1900 году семья Сухих переезжает в Гомель. Павлику, единственному мальчику в многодетной семье, всего пять лет. Глава семьи, Осип Андреевич, заведует школой для железнодорожников, руководит музыкальным кружком. В их доме часто звучит музыка. Собрана внушительная библиотека. Есть и особый фолиант – сборник стихов Якуба Колоса, подаренный автором. В этой атмосфере и растёт будущий гений авиации.
Далее. Павлик поступает в училище в августе 1905. Знаменитые братья Райт уже успешно летают на своих самолётах, но этот факт всё ещё скрыт от общественности. Изобретение держится в строжайшем секрете. И у 10-летних мальчишек другие радости: первый граммофон, первый автомобиль и только что открывшийся иллюзион-кинотеатр.

И вот – мировая сенсация! На дворе 1906 год. Французский авиатор (точнее, их тогда называли «летунами») Сантос Дюмон на аэроплане собственной конструкции поднимается в воздух и пролетает целых… 220 метров! Весь мир в радостном оцепенении. Тут же бьется прежний рекорд – другой француз пролетает 770 метров по прямой. Все газеты трубят о наступлении новой эпохи – авиационной. В Париже появляются братья Райт и поднимают планку рекордов. Срабатывает «секретное оружие». Их усовершенствованные аппараты поднимаются на высоту более ста метров и пролетают… 50 километров! Более двух часов в воздухе! Эра авиации наступает окончательно и бесповоротно.
Наступает авиационное безумие. Аэропланы облетают Эйфелеву башню, перелетают через Ла-Манш. Жирные пятна на платьях кокоток, появившиеся от капнувшего масла с пролетевшего аэроплана, являются предметом особой гордости. Но в России подобного авиационного «бума» пока не наблюдается. Пока.
Но вот наступает 1910 год. Показательные авиационные полёты проходят и в России. Один из них – в Гомеле. Павлу 15 лет. Он среди зрителей демонстрационного полёта Сергея Уточкина. Это действо потрясает. Подобно тысячам юношей той поры, Павел увлечён чтением информации о новинках воздухоплавания. Ему в руки попадается статья Жуковского, перевернувшая мировоззрение подростка. И вот только теперь он желает сам конструировать самолёты и верит – это его призвание.
В 1914-м, по окончании училища, он решается поехать к профессору Можайскому в Москву, что бы приступить к реализации своих планов. Но в августе начинается война. Павел Осипович отправляется на фронт. Далее будут следующие события: вынужденный побег с фронта, учительствование в Лунинце и Гомеле, знакомство с будущей женой Софьей и, наконец, учеба в Москве. Сбывается предначертанное – он становится авиаконструктором.

В Советские времена полноценно расцветает талант Павла Сухого. Под руководством знаменитого Туполева, Павел Осипович конструирует свои первые самолеты. Всё идет, в общем, благополучно. Сухой принимает участие во многих проектах ЦАГИ, главного советского проектного бюро. Но хочется творческой самостоятельности. И судьба даёт шанс. И какой!
18 июня 1937 года мир потрясает новость – русские пилоты совершили перелёт СССР – США через Северный полюс! Экипажем самолёта РД («Рекорд Дальности» – вот название-то!), во главе со знаменитым Валерием Чкаловым, установлен новый рекорд дальности. Все восторженно говорят о Чкалове, мало кто знает о Сухом. Да и Павел Осипович не любит повышенного внимания к своей персоне.
Но рекорд Чкалова уже через месяц побит! И вновь на самолёте конструкции Сухого. Экипаж Громова покрыл расстояние в 11 тысяч километров! Америка без ума от русских пилотов. Такой ажиотаж и не снился современным «звёздам». Упавшую перчатку Громова, к примеру, мгновенно разрывают на сувениры. Это заслуженный триумф русской авиации.
Ещё будет знаменитый сверхдальний полёт женского экипажа Валентины Гризодубовой. И это новый невероятный успех советской авиапромышленности и П. О. Сухого в частности. Но будут и неудачи. И неудачи эти имели историческое значение.
Разработанные в середине 30-х годов истребители Су-1 и Су-3, превосходили по характеристикам все лучшие самолёты, существовавшие перед Второй Мировой. Но в производство модели так и не пошли. Из-за недоработки единственной детали – турбокомпрессора. Как знать, как повернулись бы военные события, будь на вооружении Красной армии эти самолёты…
Во время Великой Отечественной войны было выпущено несколько сотен знаменитых Су-2. Аппарат этот, как утверждали военные лётчики, отличался особой «живучестью» и безотказностью. Частенько бывало, пылающий, изрешеченный пулями, подобно дуршлагу, Су-2 успешно возвращался на военный аэродром. Удивительно, но даже при повреждении бензобака самолёт не взрывался. Кстати, Павел Осипович лично посещал эскадрильи, расспрашивая лётчиков о собственных самолётах. Предложения лётчиков по модернизации конструкции тут же вносились в производство.
Правда, подобных машин было мало, поэтому происходили казусы. Например знаменитый ас Покрышкин атаковал наш Су-2, приняв того за немецкую новинку.

После войны КБ Сухого выпускает огромное количество военных заказов. В общей сложности более 50-ти оригинальных конструкций, из которых 30 построены и испытаны. Особенности его самолётов знал каждый мальчишка послевоенной поры. На самолётах марки «Су» летали будущие знаменитые космонавты Титов и Береговой. Но долгое время имя генерального конструктора оставалось засекреченным.
Павел Осипович, умнейший человек, чьи идеи опережали время, увешанный всевозможными наградами и званиями, до конца жизни оставался простым и человечным. Был нетерпелив к непрофессионализму и бахвальству. Был точен и прозорлив. Не считался со званиями и регалиями; зачастую простой инженер, вносивший передовую идею в проект, вызывал у Павла Сухого большее внимание, чем консилиумы и прочие бюрократические заседания.
Павел Осипович скончался в 1975 году, в восьмидесятилетнем возрасте. Идеи, проработанные им при жизни, и сейчас актуальны и перспективны.
Огромная работоспособность, патриотизм и преданность делу – вот истинный портрет нашего выдающегося земляка. Давайте же «рассекретим» имя гениального авиаконструктора и с особой гордостью донесём до потомков.


P.S. Медаль № 1 Андрея Николаевича Туполева, учрежденная Академией наук СССР и присуждаемая один раз в четыре года за выдающиеся достижения в области авиационной науки и техники, была присуждена посмертно генеральному конструктору авиационной техники Павлу Осиповичу Сухому.

Дмитрий Рубаник, Витебск

Поверх печали


Никто из тех, кого я так любил,
О ком слагал поэмы и сонеты,
не смог понять моей
печали.Никто из тех, кого я так любил, О ком слагал поэмы и сонеты,
не смог понять моейпечали.Никто из тех, кого я так любил, О ком слагал поэмы и сонеты,
не смог понять моейпечали.Никто из тех, кого моейпечали.
Никто из тех, кого я так любил,
О ком слагал поэмы и сонеты,
Чей образ был так дорог мне и мил,
Кому давал красивые обеты,
Никто из тех, чьи чувства – ураган,
Чьи имена безумством отвечали,
С кем от любви был беспробудно пьян –
Увы, не смог понять моей печали.

воскресенье, 11 октября 2009 г.

Юбилей конфликта














События, о которых хочется поведать, произошли ровнехонько 90 лет назад. Осенью 1919 года. В Витебске. Один художник не сошелся во взглядах на искусство с другим. Ну и что? Обычнейшее дело среди живописцев. Мелочь, казалось бы. Только вот фамилии художников имеют всемирную известность: Шагал и Малевич.


Такой вот странный юбилей…
В этой истории известно всё. Каждый нюанс пересмотрен и перепроверен. На эту тему написаны книги и защищены диссертации. Нам остаётся лишь повторить сказанное другими, подобно тому, как в сотый раз рассказывают знакомую всем историю, делая лишь некоторые собственные выводы и расставляя иные акценты.


Итак, Шагал. Это имя неразрывно связано с Витебском. Почти по-Маяковскому: Мы говорим – Витебск, подразумеваем – Шагал.
В том, что Марк Захарыч снова оказался в родном городе после революции, нет ничего удивительного. С Луначарским, комиссаром Советской России, они были знакомы по Парижу. Там, в знаменитом «улье», где ютился молодой художник, обитал весь свет творческого авангарда. Писатели, художники, поэты. Молодость, талант и дерзость!
Луначарский, кстати, тоже чего-то там сочинительствовал. Как утверждают, без особого писательского дара и, как следствие, успеха. Божий поцелуй отсутствовал. Вот и тянуло его к тем, кого Создатель таки чмокнул: Пикассо, Модильяни, Шагал. Поговаривают, что была там история с некой натурщицей, по совместительству проституткой, которую то ли Луначарский переманил у Шагала, то ли наоборот. В общем, вероятно, не просто так выдал новоиспеченный нарком просвещения Марку Захаровичу комиссарский мандат. Но, об этом не принято говорить.
Революция. Витебск. Шагал.
Все заборы изрисованы зелеными козами и летающими людьми. Считается, что такого перфоменса, какой Марк устроил в центре города к годовщине революции, никто никогда и нигде сотворить не пробовал и повторить уже не сможет. Это была грандиозная инсталляция! Весь город был пестро раскрашен, словно одна большая картина. Шагала, разумеется, картина.
Образуется художественная школа, читай, училище. Шагал занимается всем и вся. И краски добывает, и обучает ребятишек, и решает вопросы хозяйственные. Приглашаются педагоги. Самые, разумеется, передовые и продвинутые. Среди них – Малевич. Флагоносец русского авангарда. Теоретик супрематизма и практик футуризма. Искусствоведы и культурологи в этом случае обычно не скупятся на подробности и употребляют огромное количество «измов». Нам достаточно знать, что Малевич умел рисовать квадраты разных цветов, выдавая это за истинное искусство. И, что самое странное, ему верили. Такая, понимаете ли, парадигма.

Новому строю нужно было разрушить старый, как известно, до основания. А уж затем... !
Спешно и судорожно художники «забыли» о «буржуазном» реализме. Напрочь был отброшен чуждый пролетариату примат чувственной красоты. Естественные пропорции стали не соответствовать устремлениям мировой революции. Умами людскими завладели конструктивизм и абстракционизм. И все почему-то хотели непременно «победить солнце»…
Шагал, между нами говоря, тоже не чтил канон Поликлета. Не пошёл он по стопам своего учителя, живописца Иегуды Пэна. Дарование Шагала требовало иной формы выражения. И форма эта, как показало время, нашлась.

В своей книге «Ma vie» Марк Захарович сетует, мол, выперли меня из любимого Витебска. Но, кажется мне, лукавил Мастер. Тоска тоскою, но, видимо, понимал художник, что эйфория победы пролетариата скоро пройдёт. Предчувствовал наступление грозных времён. И хотя «красная мясорубка» только набирала обороты, оставаться в этой стране Мойше Хацкелевичу Шагалу явно не хотелось.
А тут как раз наслоились друг на друга различные обстоятельства.
«Утвердитель нового искусства» кубист Малевич стал-таки укреплять сознание учащихся в необходимости умножения разноцветных геометрических фигур. Читаем воспоминания Еремея Школьника: «Детская группа, в которой я занимался, была при мастерской Малевича. … Основным видом и содержанием занятий в детской группе было копирование с «картин» Малевича. Мы старательно перерисовывали квадраты, прямоугольники, круги и раскрашивали их акварельными красками. … Композиция фигур на многих картинах была сложная: геометрические фигуры часто пересекались и частично прикрывали друг друга. Все это производило впечатление чего-то единого целого, находящегося в постоянном движении (так, по крайней мере, говорили взрослые, поклонники Малевича)».
В квадраты расписывалось всё, что попадалось на глаза: стены, фасады, трамваи и даже железнодорожные составы. Всему этому малярству придавалось огромное эстетическое значение. Цитирую упоминавшегося Еремея Семеновича. «Особый интерес в институте вызывали просмотры работ студентов мастерской Малевича. Бывало, студенты выносят большой белый холст, на котором изображен один лишь красный или черный квадрат. Ставили или вешали холст последовательно в одном, другом и третьем месте; студенты с серьезным видом разглядывали квадрат и спорили о том, в каком случае этот квадрат лучше смотрится и находится в большем движении».

Ну, вот, скажите мне, где в этом «космическом искусстве» было приткнуться Марку со своими козами и скрипачами? Это конфликт идеологий. Противостояние абстрактного космоса и оголенной чувственности молодого еврея. А тут ещё война докатилась. Минск уже взят поляками. Таки надо ехать! И Шагал уехал.
Да. Там же ещё несколько обстоятельств. Всплывает история с Верой Ермолаевой. Это приглашенная Шагалом художница-преподаватель. И история повторяется. Опять женщина – катализатор конфликта. Поговаривают, Малевич пользуется большей симпатией у художницы, нежели Шагал. Это тоже тёмная история.
Был ещё некий Александр Ромм. Тот ещё стукач. Не любил Шагала, нужно сказать, особой нелюбовью. И было за что. Шагал как-то, между делом, всё время обижал этого человека. То, манкируя бесконечные заседание различных отделов образования, отправит бедного Ромма представителем своего ведомства, то выселит его из комнат в училище, да сам туда въедет. Правда, там где жила семья Шагала до переезда, жить было просто невыносимо – нестерпимая вонь близлежащих конюшен, да назойливые мухи.
Накипело у Ромма, знаете ли. Накатал он всё-таки «телегу» на Шагала. Но «сверху», в ответ, прислали нужную «бумагу». Мол, товарищи, конфликт исчерпан, зпт, Шагалу даётся полный карт-бланш, тчк. Нужно сказать, Шагал всё же съехал из злополучных комнат училища, которым он управлял. И через полгодика, в июне 1920-го, Шагал покинул город.

Теперь поставим всё в правильной исторической последовательности.
1919-й год. 28 января – официальное открытие художественного училища. Через несколько дней уезжает Добужинский, и Шагал возглавляет училище. Приезд Ермолаевой в апреле-мае. Тогда же прибывает в Витебск Лазарь Лисицкий. С весны до осени беснуется Ромм со своими пасквилями и кляузами. Переполнившая чашу терпения докладная записка, отправленная Роммом, датируется 25-м сентября. Ответ из Москвы придёт только в декабре. А в октябре-ноябре приезжает Малевич, навязавший своё видение живописи и искусства…

Останься Шагал в Витебске, думается мне, не стал бы он тем великим Мастером, о котором восторженно говорит мир. Общественно-хозяйственная деятельность витебского периода занимала много сил и времени. А картины ждали воплощения.
Пертурбации социалистической действительности смели карточные домики непонятного искусства. Новому вождю уже не нужны были черные квадраты и зеленые козы. Тоталитарный режим требовал монументальности и однозначного понимания. Всё непонимаемое приносилось в жертву нарождавшейся диктатуре.
Судьбы оставшихся в России Малевича, Лисицкого и Ермолаевой печальны. Шагал же, уехав, спас себя и своё искусство, прославившее провинциальный белорусский город Витебск.


Дмитрий Рубаник, Витебск

Коротко о себе

Подлец, любитель подливать,
Ценитель подленьких интрижек,
Гитарных дек, собачьих стрижек,
Умелец вещи называть
По существу, трус, ловелас,
Знаток историй злых и нудных –
О сколько нам открытий чудных
Готовят… мнения о нас!

Бесконечная история


Это, пожалуй, самая известная из моих картин. Количество копий ... точно не зафиксировано ... Одно скажу - самая заказываемая картина. Менялась цветовая гамма, порода собаки, направление падения дождевых капель... но ... все по-прежнему умиляются :)
Последняя версия. У меня дома висит. В коридоре.

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails