вторник, 10 ноября 2009 г.

История с картинками


Цветные фотографии Витебска. 1912 год.

Это удивительно! Казалось, что цветная фотография появилась совсем недавно. А выяснилось – 100 лет назад! Не многие европейские города могут похвастаться подобным – быть запечатленными в цвете до Первой Мировой войны. Витебск удостоился такой чести.

На дворе был 2004-й год. Одна моя знакомая режиссер (или – режиссёрша?) из Москвы делала фильм о фотографе Прокудине-Горском. И, между делом, обратилась ко мне за консультацией по поводу названия витебских мест, изображенных на фотографиях, о которых сейчас идёт речь. Разумеется, я понятия не имел о таком фотохудожнике.



Но допускал, что о нём может знать мой тесть (тогда ещё он им не был) – Эльдар Мирсалимов. Человек-энциклопедия.
Мои ожидания оправдались! Эльдар Хаджиахметович деловито стал копаться в антресолях. Через некоторое время извлёк пыльные подшивки «Огонька» 20-летней давности. Полистал. И выложил нужный номер журнала.
Оказывается, всё советское время об уникальных ЦВЕТНЫХ фотографиях Российской Империи 1903-1913 годов ЗНАЛИ!
С иллюстраций «Огонька» за 1988-й год на меня смотрели цветные Лев Толстой и Бухарский эмир Алим-хан. Только качество полиграфии того времени не передавало богатства красок. Да и время сделало своё дело.

В это же время, в 2004-м, сайте Библиотеки Конгресса США были выложены эти уникальные снимки. И я узнал об этом одним из первых в нашем городе. Допускаю, что самым первым.
… И был просто изумлён! Высокое качество изображения, яркость красок… Но больше всего поразило ощущение, что как будто и не было этих 100 лет! Словно, всё это сфотографировано вчера.
Первым желанием было поделиться информацией со всеми. Все, кому показывал фотографии, кивали головой, бормотали, мол, безусловно интересно… И никто не выказывал большего. НИКТО! Интересно, не более.
Я успел ещё отправить диск с фотографиями Полоцка главе тамошних художников Игорю Куржалову. Раздал друзьям и знакомым в Витебске. И забыл. Другие яркие события переключили моё внимание

Через пару лет, в 2006-м, начался бум с этими фотографиями! Все первые цветные выпуски местных газет вышли с фотографиями Прокудина-Горского. Только в одной из них поблагодарили за предоставленный материал… моего знакомого, который когда-то брал у меня диск с этими снимками. Было немного досадно… но не более того. Ведь главное произошло – дело сдвинулось. Народ узнал о своём герое.
С тех пор я видел десяток передач о Прокудине-Горском. Чаще всего, кичливого характера, мол, наш телеканал это всё открыл, наши мастера восстановили историю… Дескать, совместили три разноцветных изображения (принцип RGB), получив одно полноцветное…

Всё это смешно. Это делали ещё в 80-х, правда без компьютера. А готовые (сведенные в полноцвет) изображения выложены там же, в шикарном качестве.

Предлагаю всем самостоятельно посетить указанный сайт, узнать о фотографе, опередившем время, и насладиться красотой столетней давности.

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails